Главная > История поселка Тюш

Основным результатом реформы явилось развитие капитализма в деревне главным выражением которого был процесс разложения, раскрестьянивания крестьянства, процесс превращения его большей части сельскохозяйственных рабочих, батраков, а меньшей - в сельскую буржуазию, кулаков. Крестьянское хозяйство стало быстро превращаться из натурального - в товарное.
Беднота вынуждена была батрачить на кулаков и другое богатеев за считанные копейки. В1875 году, например, на пахоте в Богородской волости стоимость рабочей силы на продовольствии нанимателя равнялась: с лошадью 85 коп., пешего-40 коп., работнице-25 коп. за день. На уборке урожая платили 5 рублей. Зато на сенокосе платили меньше-60 коп., без лошади- 30 коп. за день. Правда, стоимость денежных знаков тогда была очень высокой. Даже копейка для крестьянина являлась солидной монетой. На Богородском рынке пуд овса/16 стоил 28 коп. в зависимости от времени года, пуд ржи - от 60 до 40 коп., ржаной муки- от 35 до 50 коп., пуд сена- от 6 до 12 коп. Корова стоила 10-25 руб., рабочая лошадь – 12-70 руб., овца- 2-4 руб., фунт мясо 40 гр. Стоил 6-8 копеек. Сопоставьте этим ценам размер годового жалования местных чиновников и учителей, а также сумму налогов на ревизскую крестьянскую душу мужского пола, и станет ясно, что фактически цены на рынке для неимущих людей были недоступными. Для сведения сообщаю ,что волостной старшина получал за свою службу 200 рублей в год, сельский староста – 36 руб., учитель в 3-4 раза меньше чем псаломщик или областной писарь.
Теперь о налогах. В 1888 году в Богородской волости с каждой ревизской души брали по 11 рублей 41 с четвертью копеек податей, что страховых платежей с недвижимого имущества. Виды податей: государственный поземельный налог – по 23 копейки с ревизской души в год, выкупные платежи – по 7 руб. 17 коп., лесной налог – 6 коп., плата губернскому земству – по 1 руб. 88 коп., на волостные расходы – по 1 руб. 11 с четвертью коп., на сельские расходы – по 80 коп., страховые платежи – 90 коп. в год с каждой ревизской души мужского пола.
Кстати, сборщик податей, пожарные старосты, смотрители хлебного магазина, церковный староста и попечитель училища совсем не получали жалования. Они пользовались только одним преимуществом – их освобождали от натуральных повинностей. Мы справедливо возмущаемся повсеместно распространенным в то время взяточничеством, казнокрадством и другими уродливыми явлениями, а ведь на этом толкала чиновников сама система оплаты их труда. Крестьянину только для уплаты налогов надо было ежегодно по одой корове или лошади. А как быть тому крестьянину, у которого и одной- то лошади или коровы в хозяйстве не было? После отмены крепостного права был создан новый аппарат управления бывшими помещичьими крепостными крестьянами. В губерниях он возглавлялся губернскими по крестьянским делам присутствиями, состоявшими из чиновников и дворян под председательством губернатора. В каждом сельском обществе на крестьянском сходе избирался сельский староста. Несколько сельских обществ составляли волость. На волостном сходе представителей сельских обществ избирались волостной старшина и волостной сударь. Старшина и старосты составляли волостное правление. Несколько волостей объединялись в мировой участок, управляемый мировым посредником. Мирные посредники должны были проводить в жизнь крестьянскую реформу. За проезд на парочной повозке за каждую встречу платили на Богродском станции по шесть копеек за проезд, на одноконке по три-четыре копейки. В 1853году Тюшевской винокуренный завод стал собственностью основе А.Ф. Поклевского - Козелл, действительных статских советников Викентия Станислава Альфонсовичей Поклевских - Козелл. Кроме завода в их собственности было еще 5899 десятков земли .Фактически распорядителем все имущества был старший брат - Викентий , получивший в своё время университетское образование .Младший брат- Станислав окончил лицей . В названном году завод более ста десяти тысяч ведёр спирта. Рабочих на зоводе было 112 человек. Через 4 года численность рабочих была сокращена до 9 человек. Братья Поклевские были одними из самых крупных землевладельцев в Красноуфимском узде. Имением и заводом управляли у них наёмые люди управляющие. В 1881 году, например, управляющим был Пётр В . В конце 19 века управление заводом и именем было поручено дворянину Иосифу Ивановичу Козелл, а в декабре 1900 года – тюменскому мещанину Казимиру Антоновичу Кульвец. Последним управляющим Тюшевским именем и заводом был Витольд Степанович Собанский, известный своей звериной ненавистью ко всему передовому, революционному. Не трудно догадаться, сколько вредным и опасным было влияние этого мракобеса на умы воспитанников и воспитателей Енопаевского одноклассного училища, почетным блюстителем которого Собанский был избран на трехлетний срок. В 1916 году управляющий Сабанский жил в Тюше в доме на берегу пруда, который в то время был большим и чистым. На его берегах росли тополи, а на воде плавали белые лебеди. Во дворе же жила и прислуга. Контора завода располагалась на месте сегодняшней котельной, а в белом каменном здании, где теперь размещается заводская контора, жил тогда винокур. В подвальном помещении была больница. Во время жатвы хлебов управляющий платил наемным работникам мужчинам на своих харчах 65 копеек в день, на харчах хозяина заводского 13 копеек меньше; женщинам поденная плата составляли соответственно 5 и 40 копеек, подростку- 35 и 27 копеек. Земля Поклевских - Козелл обрабатывались как местными работниками завода, так и крестьянами соседних деревень. За обработку ее помещения предоставлял пастбища для крестьянского скота. Некоторые крестьяне арендовали землю у помещика. Тюшевские работники обычно землю в аренду не брали, поскольку арендная плата была очень высокой: даже на пользование пастбищем помещик заставлял работать по дню за каждую корову или лошадь.
В 1896 году священником Николаевской церкви Тюшевского завода был Василий Петрович Варушкин, дьячком - Андрей Павлович Будрин. Оба они пользовались 12 десятинами земли помещика. В 1912 году Тюшевская церковь имела две десятины земли. Священником ее был Андрей Андреевич Романов. В 1920 году в церкви работали три служителя - священник Николай Иванович Павлинов – пожилой, трижды награжденный за службу церковными знаками поощрения, человек, псаломщик и просфирня.
В таком липком однообразии, безрадостно и беспросветно, шли года и десятилетия, уходило в безвестность одно поколение людей за другим, потом не оставляя после себя ничего нового ни в труде, ни в быту, ни в общественной жизни…Плесень такой жизни была уничтожена только в результате революции в России в октябре 1917 года.
1 2 3